Методическая копилка

Мини-музей "Па старонках беларускай казкі"

Живой интерес, который вызывает белорусская народная сказка, обусловлен ее доступностью, простотой содержания, художественными качествами. Каждая из белорусских  сказок - это воплощение мудрости белорусского народа, кладезь народного юмора. Они поучительные и обладают огромным воспитательным потенциалом. Сказки учат быть находчивыми и отважными, помогают верить в чудеса,  в то, что добро всегда побеждает зло.
В государственном учреждении образования "Детский сад № 113 г. Витебска "Василёк" создан мини-музей белорусской народной сказки. Сегодня мини-музей  - это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования. Это уникальный формат для освоения детьми богатства народного творчества, объединяющий образовательный процесс и  реальную жизнь. В  нашем небольшом мини-музее можно познакомиться с героями более чем 10 белорусских сказок. Например "Курачка Рабка", "Коцік Петрык і мышка", "Пчала і Муха", "Каза- манюка", "Зайкава хатка", "Пых", "Лёгкі хлеб ".Каждая сказка соответствует определенному возрасту воспитанников и отвечает учебной программе дошкольного образования. Экспонаты из пластилина, картона и природного материала смастерили родители, вместе с детьми и педагогами .Благодаря огромному количеству белорусских сказок в народной копилке, экспонаты  регулярно пополняются. Несмотря на то, что дошкольники ещё не умеют читать, с историями сказок они знакомятся при личной встрече с героями и на белорусском языке. К каждый сказке создан свой qr-код. Слушая сказку ,у воспитанников пополняется словарный запас, речь становится более эмоциональной и красивой. Дети учатся жалеть, переживать, быть отзывчивыми,  слушать мыслить .Сказки учат доброте, помощи, преподают урок нравственности, формируют хорошие человеческие качества.

свернуть

"Славе - не меркнуть! Памяти - жить!" макет боевой техники военных лет

Цель: Формировать представления о детях-героях и их подвигах во время Великой Отечественной войны; об истории памятных мест в Беларуси.

Развивать внимание и память, речь детей; пополнять словарный запас о некоторых видах военно-боевой техники.

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших

свернуть

"Путешествие с Василинкой по Беларуси" (игровое пособие)

Дидактическое пособие "Белорусская шкатулка"

Консультация "Организация и педагогическая значимость метода проектов для детей дошкольного возраста"

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Методику организации проектной и исследовательской деятельности рассматривали в своих трудах Савенков А.И., С. Гин, Е.С. Евдокимова.

 Что же такое «ПРОЕКТ»?

В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает  -«выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в учреждении дошкольного образования является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта:

- детская самостоятельность (при поддержке педагога)

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты 

Участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные содержание проекта

Ведущий вид деятельности – ролевые игры (имитация социальных и деловых отношений ,литературных персонажей в определенных условиях)

Обязательное наличие проблемы и цели проекта

Результаты могут быть определены лишь в конце проекта

Необходима рефлексия участников

  1. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Обязательно предполагает практический выход

Результатом может стать изделие или социальный результат, направленный на удовлетворение интересов участников проекта

Важна хорошо продуманная структура проекта, презентация полученных результатов и возможных способов внедрения их в практику

Продукты – макеты, схемы каталоги

  1. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).

Имеют не столь проработанную структуру, она только намечается и развивается, подчиняясь интересам участников

Предполагается творческое оформление

Следует договориться о результатах и форме их представления (совместная газета, драматизация, праздники, выставки)

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценариев, праздников, программ, рубрик, газет, книг, альбомов

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные:  межгрупповые:  творческие:  групповые: 

индивидуальные: исследовательские:  семейные: 

Способы разработки проектов:

Проект – это «Модель трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта:

  • Являются источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.
  • Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.
  • Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности».
  • Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта:

  • Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
  • Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
  • Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Роль родителей

  • Содействуют вместе с ребенком в сборе материала;
  • Контролируют сроки выполнения;
  • Подсказывают или помогают в оформлении проекта;
  • Принимают участие в подготовке презентации.

 

Структура проекта:

- Название проекта.

- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

- Общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.

- Этапы проведения проекта.

На 1 этапе -  вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту, распределение воспитанников на микрогруппы, составление плана проекта.

На 2 этапе - накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 3 этапе - подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:

  • Выставка, газета, журнал, лэпбук.
  • Костюм, модель, коллекция.
  • Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
  • Экскурсия, поход, путешествие.
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Спектакль, праздник, видеофильм.
  • Познавательные центры в группе
  • ЛЭПбуки, альбомы др.

Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Особую педагогическую значимость метода проекта в том, что:

  • Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

• Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном

рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;

  • Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.
  • Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей дошкольного образования, детей, родителей.

Литература:

 

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников/ Савенков А.И. серия: - Издательство: Дом Федорова.-2010
  2. Метод проектов для любознательных дошкольников// Пралеска, № 6, 2009, С.55
  3. Дошкольная педагогика/Сост. Титов В.А. - М.: Приор-издат, 2002.
  4. От игровых приемов до моделирования//Пралеска, № 1, 2015, с.41
  5. Петрикевич А.А «Метод проектов в образовании дошкольников» 2008.
свернуть

Консультация «Развитие речи в процессе театрально-игровой деятельности»

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссёрские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный, теневой,  театр на  фланелеграфе.

В настольном театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные, из природного и любого другого материала.

Настольный театр картинок - все картинки, персонажи, декорации лучше сделать двухсторонними, т. к. неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны устойчивые опоры.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляют на экран. Удерживает их фланель или ковролин, которыми затянуты экран и обратная сторона картинки. Фантазия здесь безгранична: рисунки из старых книг, журналов и т.д.

Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которым, персонажи отбрасывают тени на экран. Интересные изображения получаются при помощи пальцев рук: лающая собака, заяц, гусь и т.д.

Разновидности игр - драматизаций

Участвуя в играх - драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Чаще всего основой игр  - драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью  и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут – признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д.

Игры-драматизации с пальчиками.  Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке, проговаривая текст, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. На пальцы надеваются куклы, обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

Нарушения речевого развития детей с ОНР рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции театрализованной игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.

 

 Литература:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г.
  2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание 1998 № 9.
  3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е.С. Театрализованная деятельность в детском саду.  - Москва, 2000г.
  4. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.
  5. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
свернуть

Консультация «Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада»

«Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред».                                                       К.И. Чуковский.

Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.

  Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов. Безусловно, эти цифры относительны, ведь присутствуют индивидуальные различия, свой темп развития и неповторимость каждого ребенка.

  До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.

    К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета.

  Второй год жизни – решающий  в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.

   На третьем году потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка. Вообще, третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному.

 Характеризуется этот возрастной этап стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Функция речи в связи с этими изменениями расширяется, речь становится средством общения со всеми окружающими ребенка людьми.  Именно поэтому при работе с детьми 2 – 3-х летнего возраста  мы способствуем развитию сознания детей в процессе развития их речи.

   Главными на данном возрастном этапе  определяются следующие задачи:

  • Развивать речь детей  как средство общения; создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или ко взрослому.
  • Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

  Что касается правильного произношения звуков, то в возрасте 2-3-х лет способность к различению звуков формируется, также как и их четкая артикуляция (за исключением «р», «л», свистящих и шипящих), но правильное произношение еще не закреплено, не автоматизировано.

  Пытаясь воспроизвести звук, дети пытаются искажать уже усвоенные: «Неня» - Лена, «Дед Амоз» - Дед Мороз. Такие недостатки в произношении не требуют, по мнению специалистов, поправок, тем более специальных занятий, так являются результатом не отсталости в развитии, а слабости речевого аппарата, его недостаточной тренированности.

   Задачи развития речи планируются и решаются в любые удобные для общения с детьми отрезки времени:

  • на занятиях по всем видам деятельности;
  • на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;
  • во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание;
  • в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;
  • на специально организованных занятиях по развитию речи.

  Ежедневное индивидуальное общение с детьми – эффективнейший прием развития речи. Необходимо разговаривать с детьми буквально обо всем, что попало в поле зрения малыша, вызвало их интерес, а также о том, что намеренно включаем в совместные наблюдения. Нужно стараться следить за тем, чтобы наша речь была содержательна, эмоциональна, соответствовала возрастным возможностям восприятия детей по темпу, лексике и четкости артикуляции звуков.

  Очень важно на начальном этапе незаметно для малыша вовлечь его в речевое каждодневное общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Катя любит кашу? Скажи: «Да». Каша вкусная! Где наша ложка? Покажи ложку, возьми ее. Это ложка. Скажи: «Ложка большая, чистая, красивая. Каша вкусная». Обязательно правильно называем предметы и объекты необлегченным словом: машина, собака и т.д. 

   В любой момент жизнедеятельности ребенка можно предусмотреть такие ситуации. При этом стараемся вовлечь ребенка в разговор, вызвать у него ответные речевые действия. Терпеливо, обстоятельно мы комментируем и свои действия: что делаем, зачем, какой результат надеемся получить. Своими вопросами и ответами стараемся показать ребенку, что нуждаемся в его разъяснениях. Такое ежедневное общение строим как с несколькими детьми, так и со всей группой. Таким образом, активизируя инициативную речь, одновременно влияем на пополнение словаря детей.

  При ежедневном общении с детьми в повседневной жизни часто используется и прием рассказывания историй из жизни детей, взрослых, животных, игрушек.  Рассказывать можно об одном и том же событии 2-3 раза с усложнением, используя авторские тексты (например, рассказы Славиной Л., К. Ушинского). Психологически важно рассказывать детям о них самих, ведь, кроме речевого развития, параллельно решаются задачи воспитания уверенности в себе, в хорошем отношении к нему; задается положительный образец поведения. Это способствует созданию в группе атмосферы взаимного уважения, что благоприятно сказывается на речевом развитии детей.

  Часто у детей 2-3-х лет возникает желание обратиться не только ко взрослому, но и к сверстнику. И в этом мы обязательно помогаем малышу, давая указания: «Пригласи Машу поиграть вместе», «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик», и т.п. Используем и такие приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну, а ты продолжи». Ситуаций множество. Любые попытки малыша вступить в общение поощряем, не оставляем без внимания, хвалим, вместе радуемся успехам. Активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности, учится строить фразовую речь.

   Особое место занимают специальные занятия по развитию речи детей. Проводятся они фронтально, подгруппами или индивидуально в зависимости от задач занятия. Средняя продолжительность занятия 8-10 минут, при сохранении интереса, работоспособности и активности детей  - до 15 минут.

  Учеными установлено, что особенно эффективны те занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

  При этом дети размещаются на занятии с использованием разных вариантов: свободно передвигаясь по комнате, сидя или стоя кружком, сидят на ковре или на стульях вокруг воспитателя. А в адаптационный период, когда все хотят сесть поближе, придвигаются к воспитателю, забираются на колени, водим за собой по группе всех желающих, обеспечивая непринужденность общения.

   На занятиях используются игровые задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и многократно, что обеспечивает необходимую эффективность обучения и оптимальную речевую плотность занятия.

  Это прежде всего следующие методы и приемы развития речи детей раннего возраста:

  • Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Например, новую игрушку приглашают в группу сначала все дети, затем только мальчики, которые обещают ее не обижать, затем один ребенок, который предлагает спеть для нее.
  • Задания, предполагающие ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие задания оживляют занятие, дают возможность детям сменить позу и подвигаться, а воспитатель выясняет, имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
  • Специальные задания, побуждающие принять воображаемую ситуацию, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям. Они вызывают эмоциональный отклик, способствуют формированию речевых и игровых умений.
  • Игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» (русская народная песенка), «Разговоры» (чувашская народная песенка), «Путаница» (К.И. Чуковский), «Мчится поезд» Э. Мошковской и др.
  • Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок или потешка прослушивается детьми. Впервые малыш может на нее не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме известные ему песенки, потешки, стихотворения.
  • Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит».
  • Игры- инсценировки. Для этих игр используем дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.
  • Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Часто драматизации мы включаем в занятия по ознакомлению с художественной литературой, при этом учим детей не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.
  • Рассматривание сюжетных картин и беседы по картинам. Дети учатся не только понимать сюжет, но и выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Мы используем картины: «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке» и др.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно». Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».
  • Настольно-печатные игры.
  • Пальчиковые игры.
  • Беседы с детьми, во время которых необязательно добиваемся четкого и ясного произношения слов. Стараемся в беседе не поправлять детей, а учить их слушать, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.

  Несмотря на работу педагогов группы по развитию речи необходимым условием полноценного речевого развития является взаимодействие детского сада с семьей. Участие родителей в речевом развитии ребенка начинается с момента прихода малыша в детский сад. Уже на этом этапе в индивидуальных беседах с родителями необходимо стараться убедить их в том, что роль семьи в развитии речи малыша огромна.

  Затем, на родительских собраниях нужно познакомить родителей с задачами речевого развития детей раннего возраста, пригласить узких специалистов: медиков и учителей-дефектологов. Родителям предоставляется информация по речевому развитию детей на папках-передвижках, стендах, в библиотечке группы.

 

Литература:

  1. Серова Е.В. Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста. –  // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
  2. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. и др. – М.: Просвещение, 2000.
свернуть

Консультация «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста»

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

 Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.

  Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

 Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей), обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

  • Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
  • Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
  • Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.

  Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

  В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

  Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

  Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;

5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.

  Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К. Крупская – привить  ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

  Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

-рационально организованная обстановка,

-четкий режим дня,

-руководство взрослых.

  Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

  Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

  Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

  Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

  Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

    Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

   Методы и приёмы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

-Личный пример взрослых.

-Непосредственно образовательная деятельность.

-Показ.

-Объяснение.

-Пояснение.

-Поощрение.

-Беседы.

-Упражнения в действиях.

-Дидактические игры

-Использование потешек.

-Чтение стихотворений.

-Проговаривание пословиц, поговорок.

-Игровые приемы.

-Викторины, развлечения.

-Прием повторения действий.

  Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы закатали рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерли руки.

   Критерии опрятной еды включают умения:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой,   салфеткой.
  2. Не крошить хлеб.
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
  4. Не разговаривать с полным ртом.
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
  6. Говорить спасибо после еды.
  7. Пользоваться только своим прибором.

Мытьё рук и личная гигиена включают следующие умения:

-Закатать рукава.

-Смочить руки.

-Взять мыло, намыливать до появления пены.

-Мыть лицо, уши, руки.

-Смыть мыло.

-Насухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.

-Пользоваться расческой.

Снимание и одевание одежды в определённом порядке включает умения:

Расстегнуть пуговицы.

Снять платье (брюки).

Аккуратно повесить.

Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты.

Снять обувь.

Снять колготки, повесить на рубашку (платье).

Надеть в обратной последовательности.

 Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

-Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.).

-Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

-Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные.

-Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

-Организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий.

-Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, ПОМНИТЕ!

  Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

   Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

  Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

  Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

  Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

   Чтобы научить ребенка культурно есть, детей учат овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.

  По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Катя простудилась»), тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

  В творческой игре («Семья», «Парикмахерская») дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

    Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

   Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

   В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

   Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

    Для привития культурно-гигиенических навыков у детей используются:

- алгоритмы одевания, умывания, складывания одежды в шкафчиках.

- показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение.

- беседы.

- упражнения в действиях.

- игровые приёмы, сюжетно-ролевые («Семья»).

- дидактические игры «Кому что нужно?», «Для чего нужен предмет».

- игры – имитации «Моем руки», «Одеваемся на прогулку».    

- решение проблемных ситуаций «У куклы грязные руки», «Научим Незнайку правильно мыть руки», «Научим куклу Катю одеваться».

- чтение потешек «Водичка, водичка», «Спать пора», «Каша из гречки».

- использование стихотворения «Мойдодыр», «Федорино горе».

- чтение сказки.

- работа с раскрасками.

- игры-путешествия «В страну Чистюлию».

- игры-эксперименты «Чистый-грязный».

 - рассматривание сюжетных и предметных картинок «Что это и для чего?», «Так делать нельзя».

  В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей.

Для этого проводятся:

- Устные журналы «Зачем человеку гигиена?».

- Фотовыставки «Я сам».

- Тематические вечера, деловая игра, семинары - практикумы «Как научить малыша одеваться?», «Как научить дошкольника правильно умываться».

- Родительские собрания «Культурно-гигиенические навыки малышей».

- Вечера за круглым столом, диспуты.

- Консультации «Воспитание самостоятельности в самообслуживании», «Личная гигиена дошкольника», «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

    Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

  Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно, есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

   Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

  Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир. Используя игры, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

   Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

 

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 442 с.
  2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мозырь : Белый Ветер, 2014—2016. — 184 с.
  3. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. – Мозырь : Белый Ветер, 2019, 133, [3] с.
свернуть

Новинки методической литературы

Дошкольникам о правилах безопасности

Авторы: Давыдович А. Л., Литвина Н. В., Смолер Е. И.

Возраст: 4-5 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебное наглядное пособие предназначено для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей от 4 до 5 лет в соответствии с образовательной областью «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования. Включает развивающие игры, направленные на уточнение и закрепление представлений о правилах дорожного движения и пожарной безопасности, безопасного поведения в быту, в том числе в экстремальных ситуациях.

Рекомендуется в качестве учебного наглядного пособия для педагогов, родителей.

 

Сказка "Козлятки и волк: слушай, рассказывай, играй"

Серия "Жила-была сказка"

Возраст: от 1 года до 3 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебные наглядные пособия «Жила-была сказка…» предназначены для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Приведенный в пособиях материал направлен на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»).

Каждая папка содержит методическое пособие, представленное в виде книги-«перевертыша» на русском и белорусском языках, и набор карточек с яркими иллюстрациями к сказке и играм. Подробные рекомендации по проведению каждого занятия позволят эффективно организовать работу с детьми и познакомят их с удивительным миром сказок.

Рекомендуются для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

 

Развіцце беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў

Серыя: "Мову родную люблю"

Аўтары: Старжынская Н. С., Дубініна Д. М.

Узрост: ад 4 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

У вучэбна-метадычным дапаможніку раскрываецца методыка навучання дзяцей дашкольнага ўзросту беларускай мове і навыкам маўленчых зносін ва ўмовах блазкароднаснага білінгвізму. Змест вучэбна-метадычнага дапаможніка адпавядае задачам вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі дзяцей ад 4 да 7 гадоў (адукацыйная вобласць «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»).

Адрасуецца педагагічным работнікам устаноў дашкольнай адукацыі, бацькам.

 

Развіцце беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 5 гадоў

Серыя: "Мову родную люблю"

Аўтары: Старжынская Н. С., Дубініна Д. М.

Узрост: ад 4 да 5 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Вучэбны наглядны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання.

 

Развіцце беларускага маўлення дашкольнікаў ад 5 да 7 гадоў

Серыя: "Мову родную люблю"

Аўтары: Старжынская Н. С., Дубініна Д. М.

Узрост: ад 5 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

У вучэбным наглядным дапаможніку прапануецца матэрыял для канструявання адукацыйных сітуацый з дзецьмі ад 5 да 7 гадоў у адпаведнасці з задачамі вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі (адукацыйная вобласць «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»).

Змест адукацыйных сітуацый прадстаўлены ў вучэбна-метадычным дапаможніку «Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 5 да 7 гадоў».

Адрасуецца педагагічным работнікам устаноў дашкольнай адукацыі, можа быць выкарыстаны бацькамі.

 

Развіцце беларускага маўлення дашкольнікаў ад 6 да 7 гадоў

Серыя: "Мову родную люблю"

Аўтары: Старжынская Н. С., Дубініна Д. М.

Узрост: ад 6 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

У вучэбным наглядным дапаможніку прапануецца матэрыял для канструявання адукацыйных сітуацый з дзецьмі ад 6 да 7 гадоў у адпаведнасці з задачамі вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі (адукацыйная вобласць «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»).

Змест адукацыйных сітуацый прадстаўлены ў вучэбна-метадычным дапаможніку «Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 6 да 7 гадоў».

Адрасуецца педагагічным работнікам устаноў дашкольнай адукацыі, можа быць выкарыстаны бацькамі.

 

Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору

Аўтар: Д.М. Дубініна

Узрост: 4-7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны iнстытут адукацыi» Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь.

  У дапаможніку прадстаўлены сцэнарыi актывізуючых зносін з дзецьмі ад 3 да 4 гадоў, ад 4 да 5 гадоў і ад 5 да 7 гадоў. Прапанаваны матэрыял падаецца ў адпаведнасці з задачамі вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі.

  Адрасуецца педагогам устаноў дашкольнай адукацыі для знаёмства дзяцей з творамі беларускай мастацкай літаратуры і фальклору як у час спецыяльна арганізаванага навучання, так і ў час нерэгламентаванай дзейнасці, а таксама бацькам для сямейнага чытання.

 

Малыши в мире природы (от 2 до 3 лет)

Серия "Мир детства"

Авторы: Рублевская Е.А.

Возраст: 2-3 года

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебное наглядное пособие включает развивающие игры для детей от 2 до 3 лет, направленные на формирование представлений об объектах и явлениях природы ближайшего окружения. Содержание игр способствует реализации задач образовательной области "Ребенок и природа" учебной программы дошкольного образования в 1 младшей группе.

Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования и родителям.

 

Тропинка в мир музыки (от 2 до 3 лет)

Серия "Мир детства"

Авторы: Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н.

Возраст: 2-3 года

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебное наглядное пособие включает игры и игровые задания для детей от 2 до 3 лет, направленные на развитие  музыкально-сенсорной восприимчивости к звуковой действительности окружающего мира, музыкального слуха, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах. Содержание игр способствует реализации задач компонента "Музыкальная деятельность" образовательной области "Искусство" учебной программы дошкольного образования в 1 младшей группе.

Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования и родителям.

 

Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет)

Авторы: Ладутько Л.К., Шкляр С.В.

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Пособие подготовлено в соответствии с учебной программой дошкольного образования (образовательная область "Ребенок и общество" (компонент "Рукотворный мир") и "Развитие речи и культура речевого общения"). 

Авторы предлагают примерное планирование нерегламентированной деятельности и конспекты занятий.

Адресовано педагогическим работникам учреждений дошкольного образования. Может быть полезно студентам учреждений высшего образования и родителям детей дошкольного возраста. 

 

Дзіця пазнае рукатворны свет (ад 5 да 7 гадоў)

Аўтары: Ладуцька Л. К., Шкляр С. У.

Узрост: ад 5 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Дапаможнік падрыхтаваны ў адпаведнасці з вучэбнай праграмай дашкольнай адукацыі (адукацыйная вобласць «Дзіця і грамадства», кампанент «Рукатворны свет», і адукацыйная вобласць «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»).

Аўтары прапануюць прыкладнае планаванне нерэгламентаванай дзейнасці і канспекты заняткаў.

Адрасаваны педагагічным работнікам устаноў дашкольнай адукацыі. Можа быць карысным для студэнтаў устаноў вышэйшай адукацыі і бацькоў дзяцей дашкольнага ўзросту. Дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання.

 

Учимся плавать (от 3 до 4 лет)

Авторы: Бережная Г. В. 

Возраст: 3-4 года

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

В пособии представлены методические рекомендации и конспекты по обучению плаванию воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) учреждений дошкольного образования. Содержание пособия соответствует образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования.  Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования, родителям. 

 

Математический калейдоскоп

Авторы: Житко И.В. 

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебно-методическое пособие включено в УМК «Мои первые уроки». Содержит конспекты занятий, которые решают задачи образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования в старшей группе (от 5 до 7 лет).

Предназначено для педагогических работников учреждений дошкольного образования.

 

Матэматычны калейдаскоп / Математический калейдоскоп

Аўтары: Житко И.В. 

Узрост: 5-7 лет

Рэкамендаваны Навукова-метадычнай установай "Нацыянальны інстытут адукацыі" Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання.

 

Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь

Авторы: Житко И.В. 

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання.

 

Подготовка к обучению грамоте

Авторы: Старжинская Н.С. 

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебно-методическое пособие является частью УМК «Мои первые уроки». В нем раскрываются основы обучения детей дошкольного возраста грамоте в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Приводятся примерные конспекты занятий для воспитанников старшей группы (от 5 до 7 лет).

Предназначено для педагогических работников учреждений дошкольного образования с русским языком обучения.

 

Подготовка к обучению грамоте

Авторы: Старжинская Н.С. 

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебное наглядное для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения.

 

Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь

Авторы: Старжинская Н.С. 

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения.

 

Падрыхтоўка да навучання грамаце

Аўтары: Старжынкая Н.С.

Узрост: ад 5 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Вучэбна-метадычны дапаможнік з’яўляецца часткай ВМК «Мае першыя ўрокі», у якім раскрываюцца асновы навучання дзяцей дашкольнага ўзросту грамаце ў адпаведнасці з задачамі адукацыйнай галіны «Падрыхтоўка да навучання грамаце» вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі. Прыводзяцца прыкладныя канспекты заняткаў для выхаванцаў старшай групы (ад 5 да 7 гадоў).

Прызначаны для педагагічных работнікаў устаноў дашкольнай адукацыі.

 

Падрыхтоўка да навучання грамаце. Рабочы сшытак

Аўтары: Старжынская С.Н.

Узрост: ад 5 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання.

 

Родная мова

Аўтары: Дубініна Д.М.

Узрост: ад 5 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання.

 

Родная мова. Рабочы сшытак

Аўтары: Дубініна Д.М.

Узрост: ад 5 да 7 гадоў

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (5-7 гадоў) ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання.

 

Путешествие в мир правильной речи

Авторы: Пашко В.Л., Давидович А.Л. 

Возраст: 5-7 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Учебное пособие предназначено для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения

 

Умней-ка. 4-5 лет. Методические рекомендации

Авторы: Житко И.В. 

Возраст: 4-5 лет

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

В пособии представлен материал для планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности дошкольников.

Содержание книги направлено на реализацию задач образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования в средней группе (от 4 до 5 лет). Включает перспективный тематический план и конспекты проведения занятий.

Адресуется педагогам учреждений дошкольного образования, а также родителям дошкольников.

 

свернуть