Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»

11.08.2022

«Поиграйте со мной! » - как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой. Они удивляются: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками. Видя, что он их забросил, родители покупают другие игрушки: заводных мишек, зайцев, сабли, автоматы. Но и о них ребенок скоро забывает. Он еще не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку. Потому и просит:  «Поиграйте со мной»!

Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папа и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье — поиск, загадывание — отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

В белорусских  народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Ниже приводятся несколько народных игр; игр, направленных на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти ребенка; игр со звучащим словом; игр на раскрытие личностных возможностей ребенка.

Преимущество использования данных игр в практике семейного воспитания, прежде всего в простоте, доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по пути в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п.

Участвуя в играх, организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять, почему у него не всегда складываются взаимоотношения со сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития чувства коллективизма, активности и любознательности. Играя вместе с детьми, родителям целесообразно брать на себя роль ведущего.

БЕЛОРУССКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Ленок»(Лянок)

На земле рисуют кружки — гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все стано­вятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Правила игры.

Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

 «Прела-горела» (Прэла-гарэла)

Ведущий (или игрок) в разных местах пря­чет игрушки, сопровождая действия словами:

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры.

Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не под­сматривать. Прятать игрушки необходимо быстро. 

«Иванка»

На земле чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иван­ку, а лесовик — поймать лебедей рукой или до­тронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам стано­вится лесовиком, и игра начинается сначала.

 Правила игры.

Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке. 

«Мельница» (Млын)

Все играющие становятся в круг на расстоя­нии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его дру­гому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. 

«Гуси летят» (Гуси ляцяць)

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов:

«Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети под­нимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» — и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и по­махать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).