Маршрут выходного дня

Уважаемые родители! Совместные прогулки с детьми способствуют формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине , бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье, повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.

Маршрут выходного дня.

 ПАМЯТЬ. ИСТОРИЯ. НАСЛЕДИЕ. ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!

Памятник воинам-интернационалистам «Боль».

Эхо афганской войны, продолжавшейся девять лет, один месяц и девятнадцать дней и сейчас тревожит умы и сердца многих людей. В современную историю нашего народа она вошла драматической страницей. Не утихает боль тех, чьи родные и близкие уже никогда не вернутся домой. И долго еще поколение, получившее название «афганцы», будет нести в себе скорбную память о героическом и трагическом времени.

Там, в далеком Афганистане, советские воины проявляли лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохраняли верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу….

         Возраст детей: 5-6 лет.

         Участники проекта: дети, родители.

         Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Маршрут: г. Витебск, пересечение улиц Воинов-интернационалистов и Чкалова.

Расстояние: 7 км.

Транспорт: автомобиль, маршрутное такси № 70

Продолжительность: 1-2 часа

Дата выезда: суббота, воскресенье.

         Рекомендации родителям по безопасности: 

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом;
  • Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора;
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;
  • Из автобуса, маршрутки выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Примечание к маршруту: проведите беседу с ребёнком по ходу дороги к памятнику. Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он кто такой воин-интернационалист. Поясните ему, что войны-интернационалисты - это люди, которые выполняли задания Родины в различных странах нашей планеты, рискуя своей жизнью и здоровьем, а при необходимости жертвуя ими во славу нашего Отечества. Ещё в годы Афганской  войны так называли  советских военнослужащих в Афганистане. Афганистан – одна из самых древних стран Азии.

В Афганистане в годы войны, проходили службу около 30 тысяч уроженцев Беларуси. Из них 771 человек погиб, 12 человек числятся без вести пропавшими, более полутора тысяч получили ранения и увечья, 718 стали инвалидами. 

Рекомендации для родителей: рассмотрите вместе с ребёнком памятник. Расскажите ребёнку, что памятник воинам-интернационалистам "Боль" был возведен 2 августа 1997 года. Скульптурная композиция "Боль" представляет собой скорбящую мать, стоящую на коленях и ее сына, как бы прошедшего через нее. Сын забинтован, и мать, пеленая его, оплакивает ребенка. Рядом сооружена маленькая часовенка. По обе стороны аллеи, ведущей к памятнику, на двух гранитных плитах высечены фамилии 150 жителей города Витебска и Витебщины, погибших в Афгане. 

Каждый год возле памятника Воинам Интернационалистам 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, собирается митинг-реквием, посвященный погибшим на чужой войне. За 10 лет войны приходили страшные вести в советские семьи, которые не могли принять утрату своего сына. Раны, нанесенные Афганом со временем зарубцевались, но осталась боль. И она нашла свое воплощение в витебском памятнике Воинам Интернационалистам.

Примерные задания после завершения маршрута:

- Познакомьте детей с пословицами о войне, спросите, как они понимают их смысл:

Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.

Смелого да умного и страх не возьмёт, и враг не побьёт.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

- Загадайте загадки:

 Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.   (Танк)

 

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю

Отправляется в полет

Наш…(Вертолет)

- Дидактическая игра «Кто что делает?»

Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:

  • Лётчик - управляет самолётом;
  • Пограничник - охраняет границу;
  • Танкист - управляет танком;
  • Подводник - плавает под водой;
  • Моряк - управляет кораблём;
  • Сапёр - обезвреживает мины.

Желаем вам приятно провести время!

Маршрут выходного дня

История беспощадна. И нам об этом нельзя забывать во имя будущего. История и дана для того, чтобы помнить!

В годы Великой Отечественной войны Беларусь потеряла каждого третьего жителя, но даже залитая кровью миллионов людей, разграбленная и полуразрушенная, страна не сдавалась. Спустя многие десятилетия память о подвиге народа, который внес величайший вклад в Победу над фашизмом – священна.

            Уважаемые родители, в преддверии майских праздников предлагаем вам посетить Памятный знак "Детям войны" находящийся в символичном месте ВитебскаПарке партизанской славы имени Миная Шмырева и рассказать детям о Великой Отечественной войне и жизни детей в этот период.

            Возраст детей: 5-6 лет.

            Участники проекта: дети, родители.

            Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Маршрут: г. Витебск, микрорайон Билево  ПРОСПЕКТ Московский –улица Ленина (район площади Ленина – Парк партизанской славы имени Миная Шмырёва.

Расстояние: 5,6 км.

Транспорт: автомобиль, автобус № 27, маршрутное такси № 72, 42.

Продолжительность: 1-2 часа

Дата выезда: суббота, воскресенье.

            Рекомендации родителям по безопасности: все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать всё возможное, чтобы огородить детей от несчастных случаев на дорогах!

            Примечание к маршруту: проведите беседу с ребёнком по ходу дороги к памятнику. Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о Великой Отечественной Войне?», «Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришёл с войны?», «Как люди сохранить память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях).

            Спросите у ребёнка: «Что такое памятники? Для чего их возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Строями их в честь какого-либо героя войны или важного события, что бы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны).

            Спросите у ребёнка: «А в нашем городе Витебске есть памятники?»

Вот и мы сейчас пришли к Памятному знаку "Детям войны".

Рекомендации для родителей:

  • Рассмотрите вместе с ребёнком памятный знак. Опишите памятник: обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и душераздирающим отчаянием. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нем теплится последняя надежда и вера в победу.
  • Расскажите ребёнку, что этим памятником Витебска запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а великая трагедия белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей. Еще 6 000 детей вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков. А сколько детей было замучено в концлагерях – трудно сосчитать...Памятный знак "Детям войны" нужен для того, чтобы помнить, он нужен, чтобы жить, ведь это сердце нашей души. Трудные, голодные и холодные военные годы были тяжелыми, злыми годами, особенно тяжело пришлось детям. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи оказались в плену у врагов. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву. Детей никто не заставлял воевать, работать, но так случилось, что они должны были во всем помогать и работать как взрослые. Дети работали на заводах, фабриках вместо взрослых, которые ушли на войну. Из-за маленького роста они не доставали до станков. И им под ноги ставили скамеечки.
  • Предложите ребёнку посетить Музей Шмырева, где  он сможет ознакомиться с ходом боевых действий на территории Витебского края.

Примерные задания после завершения маршрута: возвращаясь, домой поинтересуйтесь у вашего ребёнка, было ли ему интересно и хочет ли он посетить ещё какой-нибудь памятник. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось. Почитайте ребёнку строки, которые  посвятил этому памятнику белорусский поэт Владимир Ермакович:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

Маршрут выходного дня

«Площадь Победы. Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам»

Уважаемые родители!

      Предлагаем Вам посетить с детьми места Боевой славы, чтобы изучать историю родного края, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения.

Экскурсия направлена на сохранение истории нашей победы в основе памятных мест: площадь Победы, Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам», Аллея боевой славы.

Маршрут разработан для детей 5-6 лет.

Цель: вовлечение родителей и воспитанников в культурно-познавательную деятельность направлено на получение и сохранение знаний об историко-культурных достопримечательностях г. Витебска.

Задачи:

- развивать интерес к родному краю;

- формировать ценностное отношение к историко-культурным памятникам, памятникам воинской славы, героям Великой Отечественной войны, уважение и гордость за историческое наследие малой Родины;

- формировать умение самостоятельно соблюдать нормы и правила культуры поведения; умение проявлять сопереживание; воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.

Расположение – площадь Победы, которая находится в Октябрьском районе         г. Витебска на соединении улиц Ленина, Жесткова, Калинина, Генерала Белобородова, Московского проспекта, и проспекта Черняховского.

Как добраться?

Автобус

Ост. СШ 46 на комбинат Витьба

43, 43А, 45, 46, 334А

Ост. СШ 46 на Московский пр-т

34, 34А

Ост. СШ 46 на Богатырева

4, 106А

Ост. Баграмяна на Московский пр-т

34, 34А

Ост. Баграмяна на СШ 46

34, 34А

 

Маршрутное такси

42-т, 59-т, 72-т, 75-т, 77-т,80-т, 336-т

 

Тип маршрута: пеший.

Продолжительность по времени: 1.5-2 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребенка).

Адресуется родителям (законным представителям), педагогическим работникам учреждений дошкольного образования.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Перед тем как отправиться к памятному месту:

  • сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
  • рассмотрите фотографии и иллюстрации с изображением памятного места;
  • поговорите с ребенком о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;
  • расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
  • можно приготовить живые цветы.

Рекомендации для родителей.

По ходу движения по маршруту спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых, выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

 Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения пешеходов: где должен двигаться пешеход, как правильно нужно переходить улицу, напомнить о то, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, велосипедная дорожка, пешеходный переход, подземный переход, дорожный знак, транспорт и т. п. Напомните о правилах поведения в общественном транспорте. Двигаясь к месту назначения, понаблюдайте с ребенком за проезжающим транспортом, его назначением, за зданиями в городе, их разнообразием.

Описание маршрута:

Первая остановка. Площадь Победы.   

  1. Что рассказать ребенку?

Поинтересуйтесь у ребенка как называется самая большая площадь города и страны?

Площадь Победы находится в Октябрьском районе г. Витебска на соединении улиц Ленина, Жесткова, Калинина, Генерала Белобородова, Московского проспекта, и проспекта Черняховского.

Включает в себя мемориальную зону и зону для массовых мероприятий.

Авторы проекта застройки: архитекторы А. Бельский, В. Данилов, З. Конош, З. Озёрова, А. Расейкин, А. Фридман, Ю. Шпит.

История возникновения

Территория начала застраиваться еще в первой половине XIX века. В начале XX века на месте площади города Витебска были небольшие улицы, где раполагались козармы и почтовый двор. В то время считалось окраиной. Рядом находился рынок, поэтому здесь было достаточно оживленно, особенно в выходные дни.

В 60-х годах началось строительство высоток в районе нынешней площади Победы, фото того периода можно увидеть в архивах. В послевоенные десятилетия здесь располагались кинотеатр, рынок, детский сад.

Проект крупнейшей в стране площади должен был объединять транспортный узел, место отдыха и мемориальный комплекс с Вечным огнем. Редкие деревья и цветы сюда везли со всего Союза. Стройку завершили в 1974 году к празднованию 1000-летия города и 30-летия со дня освобождения Витебщины от немецко-фашистских захватчиков.

Современный облик профиля

В 90-е годы мемориал дополнили скульптурами. Одна посвящалась партизанскому движению, а другая – наступлению советских войск и освобождению. Сквер находился здесь лишь до реконструкции в 2009 году. Зато появились светодиодныые экраны, сцена и фонтаны. Еще высадили туи, сделали подсветку и обновили асфальтовое покрытие.

Площадь Победы города Витебска обрела новый облик. Зимой здесь заливают каток, а под Новы год устанавливают елку.

Все мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам, также проводятся в этом месте.

Обратите внимание ребенка на саму площадь, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны.

Далее можно пройти до подземного перехода, вспомнить с ребенком правила дорожного движения.

Вторая остановка. Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам», в народе – «Три штыка»

Следующим памятником в маршруте является Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины.

Рассмотрите с ребенком памятник, познакомьте с историей его создания.

Памятник находится на главной площади Витебска – Площади Победы. Он создан в 1974 году по проекту архитектора Юрия Васильевича Шпита с участием скульпторов Б. Маркова и Я. Печкина и инженеров В. Журавского и В. Свободы. Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент.  

Пилон - массивный невысокий столб, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию парка и прочего.

Поиграйте с ребенком, игровое упражнение «Опиши, что видишь».

Прямоугольная площадь мемориала находится ниже уровня площади Победы, к ней ведут 17 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна.

По центральной оси мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент – 3 так называемых «штыка», 56-метровых обелиска, суженные вверху (это высота двух девятиэтажных домов). В народе этот монумент не случайно называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики. На высоте пяти метров пилоны объединены, на гранях   отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики».

Как еще называют памятник?

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. К реке от монумента ведут 3 лестницы.

Для чего нужен вечный огонь?

Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей.

Какие цветы ты видишь вокруг?

У мемориала проводятся не только торжественные митинги. Мемориальный комплекс «Три штыка» в Витебске – излюбленное место для свадебных фотосессий. Возлагая цветы к монументу отдают дань памяти бессмертному подвигу народа, тем самым подтверждая народную мудрость: сохранив память о прошлом, приумножим будущее. Зачем возлагают цветы к монументу?

Расскажите ребенку, как чтят память о погибших солдатах во время войны (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

  Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко возложить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке). В конце прогулки призовите ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

Подвиги героев войны не забыты, а память о них отпечатана на монументах.

3 остановка. Парк Победителей, «Аллея воинской славы».

Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Парку Победителей,

Расскажите ребёнку, что Парк Победителей, до 2010 года был сквером Калинина, но в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне скверу присвоили название – Парк Победителей. В парке есть не только аттракционы, но и аллея воинской славы. При входе в аллею рассмотрите надпись на камне. Напомните правила поведения возле дороги, так как аллея находится рядом с проезжей частью.

Спускаясь по ступенькам, посчитайте сколько ступенек.

Далее маршрут проходит по аккуратно выложенным плиткой дорожкам, между военной техникой. В аллее представлено более 20 единиц боевой техники, относящейся к периоду Великой Отечественной войны, за исключением некоторых образцов. Танки, пушки, самоходные установки, вертолёты, самолёты. Техники здесь очень много. На каждом образце висит табличка с описанием.

Вся техника расположены тремя группами.

В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.

На параллельной аллее стоит авиатехника.

Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17...

Третья группа - четыре единицы лёгкой бронетехники.

БТР-60, БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное), БМД-1 и 2С9 Нона.

Рассмотрите с ребёнком военную технику, уточняя, знает ли ваш ребёнок какую-нибудь модель, прочитайте вместе таблички, с информацией о данном объекте. Обратите внимание на внешний вид машин, чем они похожи, чем отличаются.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, или посетить аттракционы, которые тянутся вниз многометровой полосой от «Трёх штыков» вдоль берега Западной Двины. Здесь можно пострелять в тире, покататься на роликовых коньках, полюбоваться природой и светодинамическими фонтанами.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются). Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.

Спросите, что думает ребенок о войне. Уточните, что он думает про партизан. Поинтересуйтесь у ребенка, хорошо или плохо, что была война? Какой она была?

Уточните, знает ли ребенок, какие памятники еще есть в нашем городе. Спросите у ребенка, почему людям и всему живому нужен мир?

Что предложить ребенку сделать (можно совместно со взрослыми) после экскурсии.

После прогулки предложите своему ребенку нарисовать или сделать аппликацию того, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

Сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья

посуды).

 Организуйте общение ребенка с другими детьми, взрослыми (родственниками, соседями) для того, чтобы ребенок мог поделиться впечатлениями, помочь закрепить и осмыслить полученную информацию. Можно распечатать фотографии и сделать после ряда экскурсий коллекцию фотографий «Героическое прошлое моего народа», по которым ребенок сможет сам проводить виртуальные экскурсии по памятным местам.

Через несколько дней поговорите о проведенной экскурсии. Вы увидите, какие представления у ребенка сформированы, что он запомнил.

Обсудите пословицы о войне и мире:

 Худой мир лучше доброй брани. Войной да огнем не шутят.

 Вражда не делает добра.

 Дружно за мир стоять - войне не бывать.

 Кому мир недорог, тот нам и ворог.

 Мир - дело великое.

 Послушайте песни с детьми:

Детская песня "Победа"

О той весне. Детский клип ко Дню Победы

Игры и игровые упражнения,

 в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома.

Игра на координацию движений «Солдат».

 На одной ноге постой-ка,

 Если ты солдатик стойкий. 

 А потом постой на правой,

 Если ты солдатик бравый.

 А потом постой на левой,

 Если ты солдатик смелый

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.         Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,            Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.         и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,            Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.            сжимаются и разжимаются.   

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова) 

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир 

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 (Н. Найденова)

 *** 

Я мечтаю стать солдатом

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

 (Ирина Червякова) 

*** 

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 ***

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

(Анна Штро)

https://disk.yandex.ru/i/Af2CYEjAIi61AA

Виртуальная экскурсия: https://www.google.com/maps/@55.1844285,30.2009654,3a,75y,280h/data=!3m4!1e1!3m2!1sAF1QipMcsu6s1ZGUHn9eQp27H9WPX3mxCTAyaglocW1s!2e10

Уважаемые родители!

Очень часто многие из нас, при движении в направлении Витебск—Лиозно, Витебск—Орша обращают внимание на памятник летчикам 953-го Витебского штурмового авиаполка.  К сожалению, в суете и жизненных заботах, мы в большинстве своем проезжаем этот мемориальный комплекс  мима, приезжая сюда только на 9 мая. Мы хотим, чтобы Вы уважаемые родители вместе с детьми, посещали это место не только в праздники. Ведь еще многие столетия  назад наши предки не спроста, на въезде в город устанавливали, не просто памятники, а символы скорби и возможность разным поколениям окунуться в историю нашего города и трагические моменты Великой Отечественной Войны.

Формирование у детей дошкольного возраста знаний истории своего родного города - неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как педагоги, так и родители. И наша с вами задача с самых ранних лет привить понимание важности формирования духовных основ ребенка. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать - это благодатное время, для нас с вами.

Поэтому предлагаем  вам посетить в предстоящие выходные, маршрут выходного дня  

«Мемориальный комплекс лётчикам 953-го Витебского штурмового авиаполка»

Возраст детей: 4-5, 5-6

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Рекомендации для родителей:

  • Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной Войне. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года—одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот обычный день люди занимались обычными делами, мальчики играли в машинки, девочки укачивали куклу, представляя себя мамой. И никто не подозревал, что мирное небо покроется дымом войны. На нашу родину напали немецко-фашистские захватчики. И люди пошли воевать, очень многие люди, солдаты, дети погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребенка: «Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях написано много книг, стихов, песен, сняты фильмы, поставлены памятники)»
  • Спросите у ребенка: «Что такое памятник, и для чего их возводят?» (слово памятник происходит от слов память, помнить. Возводят их в честь кого-либо, или важного события, чтобы люди помнили этих героев погибших защищая родную землю)
  • Вот и мы сейчас пришли с тобой на это святое, для жителей Витебска место. Мемориальный комплекс лётчикам 953-го Витебского штурмового авиаполка.
  • Спросите у вашего ребенка, знает ли он, что такое минута молчания? (Минута молчания - символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).
  • Предложите, почтить погибших воинов минутой молчания, положим к памятнику цветы. (Если вы продумали этот момент при подготовке)

Уважаемые родители, помните! Все взрослые являются примером для детей. Пусть ваш пример, учит ваших детей,  памяти о тех днях и годах, о поколениях фронтовиков Великой Отечественной войны - священна.

Маршрут: г. Витебск, микрорайон Билево-2 – Автодорога Р-21 Витебск – Лиозно (Вороновское кольцо)

Расстояние: 3км

Транспорт: автомобиль

Продолжительность: 1-2часа

Дата выезда: суббота, воскресенье

Примечание к маршруту: Мемориальный комплекс лётчикам 953-го Витебского штурмового авиаполка. Два обелиска – символизируют боевую единицу – ведущего и ведомого, а также экипаж самолёта – лётчика и стрелка. Мемориал установлен советским лётчикам, погибшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной Войны при освобождении г. Витебска. На плитах вылиты имена погибших лётчиков.

12 самолётов 3.04.1944г вылетели на боевое задание. Увлёкшись удачной бомбёжкой противника, не заметили как на них напали вражеские истребители. Летчики вступили в неравный бой. И именно на этом месте произошёл памятный всем воздушный бой. На родной аэродром вернулись только 6 самолётов. За участие в освобождении Витебска 953-штурмовому авиаполку было присвоено почетное звание «Витебский».

Примерные задания после завершения маршрута:

Возвращаясь домой поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, хочет ли он посетить еще какой-нибудь памятник. Предложите ребенку сложить вместе оригами самолетик

 

Виртуальная экскурсия: 

https://www.google.com/maps/@55.1622222,30.3511961,3a,75y,90t/data=!3m4!1e1!3m2!1sAF1QipNlSG2yg5QtlTT-eop1M1B2kw7hyrrm8AnmPUdA!2e10