Маршрут выходного дня

Маршрут выходного дня

«Площадь Победы. Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам»

Уважаемые родители!

      Предлагаем Вам посетить с детьми места Боевой славы, чтобы изучать историю родного края, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения.

Экскурсия направлена на сохранение истории нашей победы в основе памятных мест: площадь Победы, Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам», Аллея боевой славы.

Маршрут разработан для детей 5-6 лет.

Цель: вовлечение родителей и воспитанников в культурно-познавательную деятельность направлено на получение и сохранение знаний об историко-культурных достопримечательностях г. Витебска.

Задачи:

- развивать интерес к родному краю;

- формировать ценностное отношение к историко-культурным памятникам, памятникам воинской славы, героям Великой Отечественной войны, уважение и гордость за историческое наследие малой Родины;

- формировать умение самостоятельно соблюдать нормы и правила культуры поведения; умение проявлять сопереживание; воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.

Расположение – площадь Победы, которая находится в Октябрьском районе         г. Витебска на соединении улиц Ленина, Жесткова, Калинина, Генерала Белобородова, Московского проспекта, и проспекта Черняховского.

Как добраться?

Автобус

Ост. СШ 46 на комбинат Витьба

43, 43А, 45, 46, 334А

Ост. СШ 46 на Московский пр-т

34, 34А

Ост. СШ 46 на Богатырева

4, 106А

Ост. Баграмяна на Московский пр-т

34, 34А

Ост. Баграмяна на СШ 46

34, 34А

 

Маршрутное такси

42-т, 59-т, 72-т, 75-т, 77-т,80-т, 336-т

 

Тип маршрута: пеший.

Продолжительность по времени: 1.5-2 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребенка).

Адресуется родителям (законным представителям), педагогическим работникам учреждений дошкольного образования.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Перед тем как отправиться к памятному месту:

  • сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
  • рассмотрите фотографии и иллюстрации с изображением памятного места;
  • поговорите с ребенком о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;
  • расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
  • можно приготовить живые цветы.

Рекомендации для родителей.

По ходу движения по маршруту спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых, выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

 Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения пешеходов: где должен двигаться пешеход, как правильно нужно переходить улицу, напомнить о то, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, велосипедная дорожка, пешеходный переход, подземный переход, дорожный знак, транспорт и т. п. Напомните о правилах поведения в общественном транспорте. Двигаясь к месту назначения, понаблюдайте с ребенком за проезжающим транспортом, его назначением, за зданиями в городе, их разнообразием.

Описание маршрута:

Первая остановка. Площадь Победы.   

  1. Что рассказать ребенку?

Поинтересуйтесь у ребенка как называется самая большая площадь города и страны?

Площадь Победы находится в Октябрьском районе г. Витебска на соединении улиц Ленина, Жесткова, Калинина, Генерала Белобородова, Московского проспекта, и проспекта Черняховского.

Включает в себя мемориальную зону и зону для массовых мероприятий.

Авторы проекта застройки: архитекторы А. Бельский, В. Данилов, З. Конош, З. Озёрова, А. Расейкин, А. Фридман, Ю. Шпит.

История возникновения

Территория начала застраиваться еще в первой половине XIX века. В начале XX века на месте площади города Витебска были небольшие улицы, где раполагались козармы и почтовый двор. В то время считалось окраиной. Рядом находился рынок, поэтому здесь было достаточно оживленно, особенно в выходные дни.

В 60-х годах началось строительство высоток в районе нынешней площади Победы, фото того периода можно увидеть в архивах. В послевоенные десятилетия здесь располагались кинотеатр, рынок, детский сад.

Проект крупнейшей в стране площади должен был объединять транспортный узел, место отдыха и мемориальный комплекс с Вечным огнем. Редкие деревья и цветы сюда везли со всего Союза. Стройку завершили в 1974 году к празднованию 1000-летия города и 30-летия со дня освобождения Витебщины от немецко-фашистских захватчиков.

Современный облик профиля

В 90-е годы мемориал дополнили скульптурами. Одна посвящалась партизанскому движению, а другая – наступлению советских войск и освобождению. Сквер находился здесь лишь до реконструкции в 2009 году. Зато появились светодиодныые экраны, сцена и фонтаны. Еще высадили туи, сделали подсветку и обновили асфальтовое покрытие.

Площадь Победы города Витебска обрела новый облик. Зимой здесь заливают каток, а под Новы год устанавливают елку.

Все мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам, также проводятся в этом месте.

Обратите внимание ребенка на саму площадь, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны.

Далее можно пройти до подземного перехода, вспомнить с ребенком правила дорожного движения.

Вторая остановка. Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам», в народе – «Три штыка»

Следующим памятником в маршруте является Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины.

Рассмотрите с ребенком памятник, познакомьте с историей его создания.

Памятник находится на главной площади Витебска – Площади Победы. Он создан в 1974 году по проекту архитектора Юрия Васильевича Шпита с участием скульпторов Б. Маркова и Я. Печкина и инженеров В. Журавского и В. Свободы. Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент.  

Пилон - массивный невысокий столб, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию парка и прочего.

Поиграйте с ребенком, игровое упражнение «Опиши, что видишь».

Прямоугольная площадь мемориала находится ниже уровня площади Победы, к ней ведут 17 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна.

По центральной оси мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент – 3 так называемых «штыка», 56-метровых обелиска, суженные вверху (это высота двух девятиэтажных домов). В народе этот монумент не случайно называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики. На высоте пяти метров пилоны объединены, на гранях   отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики».

Как еще называют памятник?

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. К реке от монумента ведут 3 лестницы.

Для чего нужен вечный огонь?

Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей.

Какие цветы ты видишь вокруг?

У мемориала проводятся не только торжественные митинги. Мемориальный комплекс «Три штыка» в Витебске – излюбленное место для свадебных фотосессий. Возлагая цветы к монументу отдают дань памяти бессмертному подвигу народа, тем самым подтверждая народную мудрость: сохранив память о прошлом, приумножим будущее. Зачем возлагают цветы к монументу?

Расскажите ребенку, как чтят память о погибших солдатах во время войны (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

  Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко возложить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке). В конце прогулки призовите ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

Подвиги героев войны не забыты, а память о них отпечатана на монументах.

3 остановка. Парк Победителей, «Аллея воинской славы».

Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Парку Победителей,

Расскажите ребёнку, что Парк Победителей, до 2010 года был сквером Калинина, но в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне скверу присвоили название – Парк Победителей. В парке есть не только аттракционы, но и аллея воинской славы. При входе в аллею рассмотрите надпись на камне. Напомните правила поведения возле дороги, так как аллея находится рядом с проезжей частью.

Спускаясь по ступенькам, посчитайте сколько ступенек.

Далее маршрут проходит по аккуратно выложенным плиткой дорожкам, между военной техникой. В аллее представлено более 20 единиц боевой техники, относящейся к периоду Великой Отечественной войны, за исключением некоторых образцов. Танки, пушки, самоходные установки, вертолёты, самолёты. Техники здесь очень много. На каждом образце висит табличка с описанием.

Вся техника расположены тремя группами.

В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.

На параллельной аллее стоит авиатехника.

Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17...

Третья группа - четыре единицы лёгкой бронетехники.

БТР-60, БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное), БМД-1 и 2С9 Нона.

Рассмотрите с ребёнком военную технику, уточняя, знает ли ваш ребёнок какую-нибудь модель, прочитайте вместе таблички, с информацией о данном объекте. Обратите внимание на внешний вид машин, чем они похожи, чем отличаются.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, или посетить аттракционы, которые тянутся вниз многометровой полосой от «Трёх штыков» вдоль берега Западной Двины. Здесь можно пострелять в тире, покататься на роликовых коньках, полюбоваться природой и светодинамическими фонтанами.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются). Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.

Спросите, что думает ребенок о войне. Уточните, что он думает про партизан. Поинтересуйтесь у ребенка, хорошо или плохо, что была война? Какой она была?

Уточните, знает ли ребенок, какие памятники еще есть в нашем городе. Спросите у ребенка, почему людям и всему живому нужен мир?

Что предложить ребенку сделать (можно совместно со взрослыми) после экскурсии.

После прогулки предложите своему ребенку нарисовать или сделать аппликацию того, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

Сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья

посуды).

 Организуйте общение ребенка с другими детьми, взрослыми (родственниками, соседями) для того, чтобы ребенок мог поделиться впечатлениями, помочь закрепить и осмыслить полученную информацию. Можно распечатать фотографии и сделать после ряда экскурсий коллекцию фотографий «Героическое прошлое моего народа», по которым ребенок сможет сам проводить виртуальные экскурсии по памятным местам.

Через несколько дней поговорите о проведенной экскурсии. Вы увидите, какие представления у ребенка сформированы, что он запомнил.

Обсудите пословицы о войне и мире:

 Худой мир лучше доброй брани. Войной да огнем не шутят.

 Вражда не делает добра.

 Дружно за мир стоять - войне не бывать.

 Кому мир недорог, тот нам и ворог.

 Мир - дело великое.

 Послушайте песни с детьми:

Детская песня "Победа"

О той весне. Детский клип ко Дню Победы

Игры и игровые упражнения,

 в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома.

Игра на координацию движений «Солдат».

 На одной ноге постой-ка,

 Если ты солдатик стойкий. 

 А потом постой на правой,

 Если ты солдатик бравый.

 А потом постой на левой,

 Если ты солдатик смелый

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.         Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,            Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.         и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,            Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.            сжимаются и разжимаются.   

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова) 

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир 

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 (Н. Найденова)

 *** 

Я мечтаю стать солдатом

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

 (Ирина Червякова) 

*** 

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 ***

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

(Анна Штро)

https://disk.yandex.ru/i/Af2CYEjAIi61AA